вторник, 8 января 2013 г.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы


Самукова И.П.,
 заместитель директора по ИКТ
Запорожского УВК  «Выбор»

Ключевые слова: информационные технологии обучения, «педагогика сотрудничества», электронный учебник или пособие, ПК как универсальный инструмент для работы в любой отрасли человеческой деятельности, мультимедийные возможности компьютера, систематическое использование компьютерных технологий.

Последнее время в учебно-воспитательный процесс  все глубже  внедряются информационные технологии. Психолого-педагогическое обеспечение и изучение опосредованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной исследовательской областью.                                              Несмотря на то, что по результатам анкетирования на протяжении ряда лет учащиеся Запорожского УВК  «Выбор» г. Запорожья  на первое место ставят как источник информации компьютер, актуальным остается  роль учителя русского языка и литературы. Ведь русский язык является не только предметом изучения, но и  средством познания действительности так же, как и компьютер.
Особое место занимает психологическая составляющая взаимоотношений учитель-ученик в процессе использования ИКТ. Некоторые аспекты психолого-педагогического взаимодействия учителя и ученика в системе «учитель-компьютер-ученик» представлены в данной статье.


Для чего же нужно использовать ИКТ в процессе обучения, что нового они привнесут в школьное образование, и будут ли эти новшества полезны? - этим вопросом сейчас задаются многие педагоги.                                                Давайте попытаемся определить, какие же проблемы призваны решить информационные технологии. Все моменты относительно положительного влияния ИКТ на образовательный процесс, можно разделить на две группы: общеобразовательные и частные.
К общеобразовательным можно отнести следующие положения:
1.  Информационные технологии призваны научить  ученика применять свои знания на практике (проводить исследования на основе полученных знаний, использовать их для создания продукта и т.д.)
2. Развитие личности ученика, которая органично впишется в современное общество. Основное противоречие системы образования – противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что заставляет педагогику отказаться от устоявшегося образовательного идеала всесторонне-развитой личности и сформулировать новый – максимальное развитие способностей человека к самореализации.
Частные:
3. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
4. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
5. Повышение эффективности урока за счет наглядности. Как известно, с помощью органов слуха воспринимается лишь 15% информации, с помощью органов зрения - уже 25%, при комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха количество полученной информации увеличивается до 65%.  Конечно, достигнуть этого можно  и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но  компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо  более высокий уровень  наглядности.
6. Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно (виртуальные экскурсии по литературным музеям).
7. Информационные технологии представляют широкие  возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт  самообразования учащегося.
Использование на уроках компьютеров имеет свои очевидные преимущества, однако в этом, к сожалению, имеются и недостатки:
1. Обычно подготовка подобного урока - трудоемкий для педагога процесс, который занимает немало времени и требует наличия определенных знаний и навыков.
2. Отсутствие компьютеризации рабочего места учителя русского языка и литературы.
Исходя из многолетнего опыта работы по данной проблеме,  можно выделить следующие проблемы:
  • при использовании мультимедиа не учитываются персонифицированные стили обучения. Иными словами, реальная индивидуализация обучения на основе использования мультимедиа происходит лишь при условии совпадения познавательного стиля автора мультимедиа-программ со стилем пользователя;
  • не учитываются коммуникативные или социально-познавательные аспекты обучения. Введение графики, видео- изображений и аудиоинформации не решает проблем обеспечения эффективной коммуникации, оказывающей существенное эмоциональное (а следовательно, и мотивационное) воздействие на обучаемого;
  • введение различных типов медиа-воздействия (среди которых звук, графика, видео, анимация) не всегда решает проблему улучшения восприятия, понимания и запоминания информации, а порой мешает за счет зашумления каналов восприятию обучаемых;
  • неподготовленность учителей к свободному использованию мультимедиа в образовании вследствие низкой мультимедиа-грамотности (умение осуществлять обоснованный выбор мультимедиа-средств для реализации педагогических целей, знание возможностей и современных тенденций развития мультимедиа, владение инструментальными средствами разработки мультимедиа учебного назначения для сборки мультимедиа-модулей;
  • использование мультимедиа как нового дидактического средства в традиционных системах обучения не позволяет оптимально реализовать образовательный и развивающий ресурс мультимедиа.
Из всего сказанного выше вытекает следующий закономерный вопрос: насколько  часто следует использовать компьютер на уроках по различным предметам?
Однозначный ответ на этот проблемный вопрос пока дать вряд ли возможно. Исходя из  педагогического опыта,  сейчас мы бы ответили  так: по возможности (сколько уроков с использованием ИКТ учителю по силам  подготовить и организовать) и по необходимости (если педагог способен аргументировать ту позицию, что урок по определенной тематике в традиционной форме будет более эффективен,  нет необходимости дополнительно нагружать технические средства).  Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов, то есть урок должен «соответствовать принципам научности, доступности, наглядности» (Т.И. Платонова).  
Мы знаем, что на определенных этапах проектной деятельности к созданию, например, мультимедийных презентаций привлекаются учащиеся. И это правильно, но в большинстве случаев после этого роль учителя сводится к ознакомлению с содержанием презентации непосредственно на уроке. На это существуют объективные причины: загруженность учителя другими видами педагогической деятельности и, все-таки, надо отдавать отчет в том, что стопроцентная сертификация учителей-предметников Интел-технологиями не показатель досконального владения необходимыми знаниями и навыками для создания и руководства мультимедиапроектами и мультимедиауроками.
Обобщение педагогического опыта учителя-предметника, в заголовке которого есть слова «ИКТ», «использование информационно-коммуникационных технологий», «внедрение новых инновационных технологий», «использование мультимедийных технологий на уроках (предмет можно назвать любой)» структурировано определенным образом, с привлечением и обоснованием актуальности проблемы, обозначением этапов проектирования подобных уроков, желаемого результата и т.д. Но этап «Внедрение опыта» никогда не может быть реализован на практике, так как опыт представляет собой набор материалов, «скачанных» из Интернета, даже не приведенных в соответствие с требованиями к оформлению такого вида работ. Разностилевые по содержанию и по дизайну распечатки, 2/3 обобщенного опыта занимают «Детские работы», а там уж…  Распечатанные на листах А-4 вытянутые лица писателей, шрифт и 8, и 10, и 14; отсутствие конспекта урока как такового, а только обозначение темы. И ни о каких психологических особенностях воздействия  той или иной презентации на учащихся и говорить не приходится.                                                       Однако, представить современного ученика без компьютера уже практически невозможно, поэтому и нам, учителям-словесникам, необходимо использовать компьютер как современное средство обучения, контроля знаний и развития творческих способностей ребёнка. Облегчить учителю достижение поставленных целей могут облегчить компьютерные программы-репетиторы, которые  в доступной и увлекательной форме помогают  ученику найти правильные ответы на основные вопросы по темам. Создание компьютерных игровых программ для самоконтроля знаний остается полезным и актуальным.                   Игра даёт возможность незаметно и без усилий привлечь учеников к поиску ответов на поставленные вопросы, формируя разные виды компетенций.  При этом дети самостоятельно учатся внимательно вчитываться в игровые задания-вопросы и логически мыслить, анализируя план и способы их решения.
С психологической точки зрения человеческая активность в Интернете и при использовании информационно-коммуникационных технологий подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей: коммуникативной (примеры - электронная почта, синхронные и асинхронные "чаты", конференции, листы рассылки, ньюсгруппы, "гостевые книги", форумы и т.п.); познавательной (примеры - навигация по Сети, чтение сетевой прессы, поиск конкретной информации или знакомство с текущими новостями, дистантное образование, выявление уязвимых веб-серверов с целью последующего "взлома" и т.п.); игровой (примерами могут служить индивидуальное сражение с удаленным компьютером в традиционные спортивные игры типа шахмат и др., сражение в групповые традиционные азартные игры типа карточных, традиционная игра в шахматы, карты и др. с реальными партнерами посредством Интернета, индивидуальная или групповая игра в не имеющие традиционного аналога компьютерные игры - как азартные, так и интеллектуальные, игра в групповые ролевые игры и т.п.).                                                                          В условиях информатизации учебной деятельности структура высших психических функций ребенка развивается и обогащается, в частности, за счет необходимости не только работать со знаковыми системами, но и обучаться технологиям их применения (Тихомиров, 1981; 1993). Развитие имеет место и за счет многократного переопосредствования деятельности, уже опосредствованной ранее другими знаками и знаковыми системами (Коул, 1998; Харитонов, 1978).                                                                        Сам факт проведения урока русского языка или литературы в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация, а когда ребенок получает возможность дома, вместе с родителями, проверить свои знания с помощью компьютерных  игровых программ, то он чувствует потребность в этих знаниях. Из  внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету русского языка и литературы. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций.           Задача  учителя русского языка и литературы -  сделать каждый урок привлекательным, содержательным и по-настоящему современным.       
Компьютер  в урочной деятельности мы используем на всех этапах обучения:
·        при объяснении нового материала;
·        при закреплении;
·        при повторении;
·        при контроле знаний, умений и навыков (тестирование, тренинги, срезы  или в форме игры).
При этом для ученика  компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.                                                                           Актуальным остается вопрос контроля знаний при помощи тестов. Большинство тестов контрольно-развлекательные. С большим упором или на первое, или, чаще, на второе. Чаще всего их применение разумеется и даже декларируется оперативно несамостоятельным: их применяет учитель как элемент «оживляжа» при контроле (его, учителя, собственном) и тренаже. Реже как собственно контрольный инструмент. Коррекция и дальнейшее продвижение ученика по теме не автоматизированы и отданы на откуп доброй воле учителя (обучение) или ученика (самообразование). При этом и наполнение, и организация школьных программ (а не только способов общения) таковы, что дезориентируют и того, и другого в способах и последовательности овладения необходимыми рефлексами официальной грамоты. Такие тесты, конечно, нужны для выполнения описанной роли. Они, в основном, и разрабатываются. Но не за ними будущее. насущно необходимы тесты другого вида, реально программирующие обучение. Такие есть, но не слишком распространены. И изготовлены программистами. А что такое филолого-педагогически грамотный программист? Не знаем. Хотя, конечно, они есть, раз есть и профессионально изготовленные грамотные тесты. Но и у этого продукта сохраняется выделенное шрифтом (выше) качество тестов вышеназванного вида.                             
Совместно с учащимися ЗТЛ «Выбор» было изготовлено несколько тестов по разным темам для испытания и образца организации тестов именно программирующего обучения. Но, созданные в Power Point, они изрядно «весят». Это комплексы из до 15-ти упражнений 3-уровнево-реверсивного прохождения. В каждом из упражнений по 20 контрольных элементов и уровнево-реверсивные технические. При успешном выполнении предлагается 3 упражнения (60 контрольных элементов для безупречного контроля вполне достаточно). Допускаемые ошибки увеличивают количество упражнений до 10, 15 или даже более (упражнения ступенчато закольцованы). При этом сохраняется возможность получения любого балла (от 1 до 12). Однако переход к упражнениям более высокого уровня, следующего, более сложного рефлекса официальной грамоты, возможно только при получении 10-12 баллов. Каждая ошибка вызывает принудительно не справку, а требование необходимого действия, рефлекс которого должен сформироваться. При выполнении данных тестов рефлекс  формируется (проверено в разных классах и школах). Вместе с тем постоянно (на каждом контрольном или требующем кадре) сохраняется возможность добровольного получения справки о подконтрольном действии - наказуемого снижением балла или нет, в зависимости от характера действия. Каждый предъявляемый кадр содержит сразу все элементы, но ни один из них не может быть пропущен (контроль автоматический).                       Нельзя охватить в статье все аспекты деятельности, но время заставляет искать новые пути решения проблемы использования ИКТ в учебном процессе.

Литература
1.Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы.- М.: Высш. шк., 1970.
2. Горлушкина Н.Н. и др. Проектирование компьютерной обучающей программы. – http://www/ifmo.ru
3.Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. 1997. № 1. С. 3–11.
4.Кечкеш И. Комплексные циклические порождающие программы обучения русскому языку // Русский язык за рубежом. 1987.
5. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - № 1.
6. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / Рос. Центр информатизации образования; [Науч. руководитель: Я.А. Ваграменко, отв.исполн.:И.В. Роберт]. - М., 1992.
7. Материалы IV Международной конференции "Применение новых компьютерных технологий в образовании" (Троицк, 24 - 26 июня 1993 г.) / Троиц. ин - т инновац. и термоядер. исслед. - Троицк, 1993.
8. Уваров A.IO. Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Пед. информатика. - 1993. - № 1.
9.Хахалева  Н.Н.  Роль  компьютера  в  процессе  овладения  орфографией / /РЯШ-2001-№1

Комментариев нет:

Отправить комментарий